Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №1»

Официальный сайт

Информация о реализации мероприятий государственной программы РФ «Доступная среда»

С 2011/2012 учебного года МБОУ «СОШ №1» города Абакана  включилась в реализацию государственной федеральной программы «Доступная среда».

Программа «Доступная среда» в МБОУ «СОШ №1» направлена на создание системы комплексной помощи детям-инвалидам, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним.

Задачи организации доступной среды в рамках школы:

-      развитие  инклюзивного образования;

-      создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов;

-      создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;

-      формирование доступной среды.

 

В  школе обучаются по общеобразовательным программам 16 детей-инвалидов.

Одному ребенку-инвалиду  организовано сопровождение  из числа педагогических работников для помощи в передвижении по школе во время учебной деятельности.

 

Материально-техническое обеспечение по созданию безбарьерной среды:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №1» расположена в центре столицы Республики Хакасия. Это одна из первых школ в городе Абакане  – старое четырехэтажное здание, построенное ещё до войны (год основания – 1939 год).

В МБОУ «СОШ №1», которая находится в 100 метрах от транспортной остановки, обеспечивается возможность для детей-инвалидов беспрепятственного входа в школу и выхода. Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории предусмотрено ровное, нескользкое асфальтированное покрытие. В школе смонтированы широкие входные двери, ширина рабочего полотна двустворчатой двери не менее 0,9 м. Имеются камеры видеонаблюдения.

Учебные кабинеты школы в достаточной мере оснащены мебелью, необходимым современным оборудованием, дидактическими и техническими средствами для успешной реализации теоретической и практической частей общеобразовательной программы, соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности. Имеется паспорт «Доступная среда». Сайт МБОУ «СОШ №1» адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).

На первом этаже размещаются современный медицинский кабинет и столовая, где полноценно  питаются обучающиеся школы, 8 детей-инвалидов получают льготное питание.

Для обеспечения избирательных мер социальных поддержки детей-инвалидов в различных  жизненных ситуациях в МБОУ «СОШ №1» разработан  и реализовывается алгоритм оказания ситуационной помощи детям-инвалидам и обеспечения условий для беспрепятственного доступа в школу всеми работниками образовательной организации (вахтер, дежурный учитель, дежурный администратор, гардеробщик, волонтер).

 

 Психологическое сопровождение:

В школе работает 2 педагога-психолога, 2 педагога-логопеда, 2 социальных работника.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов осуществляют педагог-психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательной деятельности составляет план работы по сопровождению ребенка-инвалида. Организация сопровождения включает в себя  работу психолого-медико-педагогического консилиума;  выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям-инвалидам; организация индивидуальных педагогических маршрутов;  организация педагогического взаимодействия.

В системе  работы следующие формы:

-        проведение индивидуальной работы с обучающимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на МСЭ;

-        проведение  малых педагогических советов, административных советов;

-        ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;

-        посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;

-        разработка методических  рекомендаций учителю;

-        диагностика, коррекция, профилактика;

-        обследование школьников  по запросу родителей;

-        оказание психологической поддержки педагогам.

В образовательной деятельности большое внимание уделяется динамике развития ребенка, его индивидуальным способностям.

 

Кадровое обеспечение:

Педагоги имеют опыт работы с детьми-инвалидами, систематически проходят курсы повышения квалификации.

В 2016/2017 учебном году 5 педагогов успешно окончили курсы:

-       «Организация образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» (учитель начальных классов);

-       «Организация коррекционно-образовательной  деятельности учителя-логопеда в условиях ФГОС обучающихся с ОВЗ» (2 учителя-логопеда);

-       «Арттерапевтические методы диагностики и коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков» (педагог-психолог);

-       «Психолого-педагогические приемы и технологии эффективного взаимодействия с родителями учащихся» (социальный педагог).

Школа традиционно занимается вопросами здоровьесбережения детей: ведется коррекционная работа над стабилизацией зрения; работают кружки и спортивные секции по интересам; на территории школы есть  спортивная площадка с тренажёрами.

Классными руководителями организуется работа по формированию толерантного отношения в обществе к проблемам детей-инвалидов. Усилена просветительская деятельность: часы общения «Уроки доброты», всеобучи с родительской общественностью школы.

Важной частью воспитательной системы является формирование и укрепление школьных традиций, которые остаются значимыми и принятыми детьми. К традициям школы мы относим следующие: «День знаний», конкурс «Песня в солдатской шинели», «Осенний бал», Новогодние праздники, День Победы и многие другие. Во всех этих мероприятиях участвуют все учащиеся школы, в их числе и дети-инвалиды.

Обучающиеся нашей школы, имеющие ограниченные возможности здоровья, активно принимают участие олимпиадах разного уровня, научно-практических конференциях, в творческих конкурсах и  занимают призовые места.

Работа с родителями:

-          индивидуальный план работы с родителями  детей-инвалидов по реализации Программы "Доступная среда";

-          просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей-инвалидов.

Получая образование вместе со всеми, посещая обычную школу, ребенок-инвалид интегрируется в общество. Кроме того, и общество учится воспринимать инвалидов не как нечто особенное, из ряда вон выходящее, а как абсолютно обычных людей. "Доступная среда" - это своего рода воспитательный процесс, цель которого дать понять людям с ограниченными возможностями здоровья, что они являются полноценными членами общества.